Теория аккордов (2 часть)

По мере удаления от тоники вправо или влево (см. схему выше) постепенно уменьшается звуковая связь с ней (количество общих звуков), что приводит к возрастанию неустойчивости. Функциональная яркость аккордов определяется степенью контраста их звукового состава по отношению к тонике. Например, VI — самая слабая субдоминанта, а II — самая сильная.

Аккорд на III ступени называется медиантой (или верхней медиантой), а на VI ступени — субмедиантой (или нижней медиантой). Функция медиант может меняться, т.е. например, VI может быть использована как в качестве тоники, так и в качестве субдоминанты. В разных ладах могут иметься свои особенности: например, в гармоническом миноре трезвучие III не применяется в качестве тоники, т.к. несмотря на наличие с тоникой двух общих звуков, является резко неустойчивым аккордом (увеличенным трезвучием).

Основное направление гармонического движения, как уже говорилось, выглядит следующим образом:

T - S - D - T

T - S - T - D - T

Любая функция этой схемы может быть заменена одним из побочных представителей той же самой функции.

Побочный аккорд может не только заменять свой главный, но и появляться и до, и после него. Для такого гармонического движения (внутри функциональных групп) характерна тенденция к усилению функциональной яркости — более слабый представитель функции тяготеет к переходу в более сильный. При обратном движении возникает эффект "упрощения" гармонии, ослабления напряжённости. Таким же образом, в последовательностях аккордов одной функции септаккорды чаще применяются после трезвучий, но не наоборот.

Нон- и более сложные аккорды несколько теряют свою функциональную определённость, т.к. звучат достаточно сложно и имеют много общих звуков с соседними созвучиями в ладу. Поэтому, например, доминантнонаккорд — более слабая доминанта, чем доминантсептаккорд. Таким образом, аккорды сложнее септаккорда используются в основном в "красочных", а не функциональных целях.

Аккордовые последовательности

Септаккорды на ступенях натурального и гармонического минорнорго лада, пример в тональности ля-минор:

II IV VI I III V VII

Bm7b5 Dm7 Fmaj7 Am7 Cmaj7 (Сmaj7#5) Em7 (E7) G7 (#Go)

Септаккорды на ступенях натурального и гармонического мажорнорго лада, пример в тональности до-мажор:

II IV VI I III V VII

Dm7 (Dm7b5) Fmaj7 (Fm#7) Am7 (bAmaj7#5) Cmaj7 Em7 G7 Bm7b5

Кратковременный уход в другую тональность в процессе изложения музыкального построения (например, периода) называется отклонением. Переход в новую тональность и завершение в ней музыкального построения называется модуляцией. Отклонения и модуляции достигаются применением гармоний группы доминанты и субдоминанты последующей побочной тональности, приводящих к её тонике. Простейший пример отклонения из тональности ля-минор в тональность ре-минор, часто используемый в лёгкой и популярной музыке, вплоть до бардовской песни:

Am - A7 - Dm

Существуют различные приёмы реализации отклонений и модуляций. Например, многие аккорды текущей тональности могут быть рассмотрены как аккорды других ступеней другой тональности и т.д. Подробно способы отклонений и модуляций рассматриваются в курсе гармонии. Хотя выше в целом уже описано, как строить аккордовые последовательности, необходимо понимать, что в реальной музыкальной практике полно различных нюансов (и исключений из правил), которые здесь не были рассмотрены (например, двойные доминанты, неаполитанский аккорд, различные способы модуляций и отклонений и т.д.).

Простые универсальные последовательности (главные трезвучия и доминантсептаккорд, в "гитарных" тональностях):

Am - Dm - E7 - Am

Em - Am - B7 - Em

Dm - Gm - A7 - Dm

Bm - Em - #F7 - Bm

Dm - Am - E7 - Am

Am - Em - B7 - Em

Gm - Dm - A7 - Dm

Em - Bm - #F7 - Bm

С - F - G7 - C

D - G - A7 - D

G - C - D7 - G

E - A - B7 - E

A - D - E7 - A

F - C - G7 - C

G - D - A7 - D

C - G - D7 - G

A - E - B7 - E

D - A - E7 - A

Вторая ступень в качестве субдоминанты и близкие по смыслу приёмы:

Am - Bm7b5 - E7 - Am

Am - Dm6 - E7 - Am

С - Dm - G7 - C

С - Dm7b5 - G7 - C

Седьмая ступень в качестве доминанты:

Am - Bm7b5 - #Go - Am

С - F - Bo - C

Использование медиант:

C - Am - Dm - G7 - C

C - Am - F - G7 - C

Am - Dm - G - C - Am

Am - G - F - E - Am

Небольшие отклонения с использованием доминантсептаккордов:

C - A7 - Dm - G7 - C

Am - A7 - Dm - E7 - Am

C - E7 - Am - A7 - Dm - G7 - C

Am - G7 - C - E7 - Am

Двойная доминанта (доминанта к доминанте):

Em - #F7 - B7 - Em

Неаполитанский аккорд (субдоминанта на второй пониженной ступени лада):

Am - bB - E7 - Am

Цепочки доминантсептаккордов (ходами на кварту вверх, аналогично ходу тоника-субдоминанта):

Em - A7 - D7 - G7 - C7 - #F7 - B7 - Em

Аккордовая последовательность, приводящая к нисходящей хроматической гамме в басу:

A - E7/#G - A7/G - D/#F - F7 - A/E - E7 - A

Аккордовая последовательность, приводящая к восходящей хроматической гамме в басу:

Am - bB - E7/B - Am/C - A7/#C - Dm - #Do - E7 - Am

Друзья сайта

  • Гитарная Школа Open-G
  • Форум Школы Open-G
  • Официальный сайт А.Розенбаума
  • Русская гитара
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика


    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0