Любой гитарный бой, как и любой другой музыкальный звук, можно изобразить схематически. Точно также как изображается барабанный звук. Игра на барабане сводится к трем приемам: простой удар, двойной и дробь. Соединение их позволяет достигать исключительной ритмической четкости и разнообразия звучания. Раньше партия барабана писалась в скрипичном ключе, на условной высоте, теперь пишется на "нитке", с указанием
только ритма. Каждый удар обозначается определенными символами, что
позволяет барабанщику легко ориентироваться. Если провести аналогию с гитарным боем, то можно также обозначить каждый удар по струнам определенными символами.
[ - начало такта
] - конец такта
; - разделение долей в такте
Например:
4/4[Am;>Dm]
означает, что размер четыре четверти. Значит, что в каждом такте идет счет: раз-два-три-четыре. Указаны два аккорда Am и Dm. Соответственно на счет "раз-два" ставится аккорд Am, на счет "три-четыре" ставится Dm. А знак ">" означает скольжение аккорда Dm с верхнего лада на нижний.
Аккордов может больше в такте.
Например:
4/4[Am;E5+;Am7;E5+]
Здесь каждый аккорд ставится на "раз-два-три-четыре". Теперь проведем аналогию с обозначением боя.
Например:
раз два три четыре раз два три четыре
Здесь на каждую долю идет как один удар, так и два, и даже три. Соответственно, если мы увеличим число ударов на каждую долю, то увеличится скорость движения правой руки и изменится "картинка" боя.
Перейдем к обозначениям:
- удар по струнам сверху-вниз указательным пальцем одновременно с басом, который берется большим пальцем правой руки.
- удар по струнам снизу-вверх указательным пальцем без игры большим пальцем правой руки.
- удар по струнам указательным пальцем сверху-вниз с басом, который сразу глушится пальцами левой руки, т.е. во время удара левая рука отпускает аккорд и просто лежит на аккорде.
- удар по струнам указательным пальцем снизу-вверх без игры баса пальцем правой руки, который, сразу глушится пальцами левой руки, т.е. во время удара левая рука отпускает аккорд и просто лежит на аккорде.
- удар по струнам указательным пальцем сверху-вниз, который сразу же глушится ребром ладони правой руки.
- удар указательным пальцем сверху-вниз без игры баса большим пальцем правой руки.
- удар большим пальцем правой руки по струнам. Это скорее не удар, а скольжение большого пальца по струнам сверху-вниз. Как правило задевает все басы.
- пауза. Если отсчитывать каждый удар в каждом такте (4/4 - раз, два, три, четыре, раз, два, три, четыре и т.д.), то если стоит знак паузы, то просто на этом моменте не производится ниодного удара. Хотя перед паузой предыдущий удар может не глушиться, а свободно звучать до следующего удара. т.е. он звучит как бы немного
дольше чем обычно.
Рассмотрим основные бои:
Бой №1
В этом бое в первом такте сначала идет удар по струнам сверху-вниз вместе с басом, затем удар указательным пальцем снизу-вверх, затем удар указательным пальцем сверху-вниз, который сразу глушится ребром ладони правой руки и потом опять удар указательным пальцем снизу-вверх. И так в каждом такте.
Бой №2
Этот бой вальсовый. Можно придумать различные комбинации ударов, с пропуском или удлинением в каждом такте.
Бой №3
Это также вальсовый бой.
Бой №4
Бой №5
Простой двухтактный бой.
Бой №6
Этот бой в народе называют "восьмёрочка". Характерный семиструнный бой. Для простоты освоения его можно разбить на две части:
Первая часть -
Вторая часть -
Бой №7
Бой №8
|